МОУ школа с.Серпиевка

 

Краеведение

 

Тема: «Особо охраняемые природные территории Челябинской области, Катав – Ивановского района»

Краеведение, 6 класс

Учитель: Пядышева Лидия Леонидовна

   Цели:

1.        Систематизировать знания об ООПТ.

2.        Познакомить детей с заповедниками,  национальными парками, памятниками природы Челябинской области, Катав – Ивановского района.

3.        Развить знания о местных достопримечательностях.

4.        Воспитание патриотов своей малой родины, чувства гордости за свой край.

Оборудование: проектор, компьютер, презентации «Серпиевский пещерный град» и «Особо охраняемые природные территории», карта и атласы Челябинской области, индивидуальные опорные конспекты.

 

План урока:

1.Оргмомент.

 Приветствие учеников. Ребята, а не хотелось бы вам завести нового друга? Я предлагаю вам свою дружбу и с природой нас с вами окружающей.

2. Актуализация знаний.

Пришвин заметил: «Беречь и охранять природу – значит охранять Родину»

 Объявление темы урока, цели урока.

«Сегодня мы будем путешествовать и познакомимся с ООПТ Челябинской области, Катав - Ивановского района. У вас на парте атласы и опорные конспекты. Они и будут нам помогать»

Атлас стр.23.

3. Объяснение нового материала.

 В ходе объяснения нового материала с опорой на презентацию по ООПТ заполняются индивидуальные опорные конспекты.

 Особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

ООПТ изъяты из хозяйственной деятельности, в них установлен режим особой охраны.

Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» определены следующие типы ООПТ:

Заповедники – это участки территорий, навечно изъятые из хозяйственного использования, в которых сохраняется в  естественном состоянии весь природный комплекс.

В Челябинской области 3 Государственных заповедника:

·         Ильменский заповедник имени В.И. Ленина, образован в 1920 году. Основное богатство Ильмен – это что?

Это минералы, их найдено там 260, это одна десятая часть известных науке минералов.

·         Восточно – Уральский заповедник,

·         «Аркаим».

Национальные парки – охраняемые территории, которые используются для массового отдыха и туризма.

  • «Зюраткуль»
  • "Таганай"

Заказники – охраняемые территории, в которых разрешаются некоторые виды хозяйственной деятельности.

В Челябинской области:

·         1 ботанический Троицкий лесостепной

·         22 охотничьих ( зоологических) заказника, предназначеных для сохранения и воспроизводства промысловых видов зверей и птиц.

Посмотрите на карте: какой заказник расположен в Катав – Ивановском районе?

 (Серпиевский)

Почти 40 лет назад в 1969 году Челябинский Облисполком принял решение «Об охране памятников природы в области». Сейчас  их более 160.

Памятники природы – это достопримечательные природные объекты, подлежащие охране.

Ботанические памятники природы (42 объекта)

  • Липовая гора в Ашинском районе,
  • Луковая поляна в г. Карабаше…

Гидрологические памятники – это наиболее интересные водоёмы – реки, озера. (71 объект)

 Геолого – геоморфологические памятники – это минеральные копи, пещеры, разрезы, геологические обнажения, и другие формы рельефа. (73 объекта)

 А какие уникальные формы рельефа встречаются в Катав – Ивановском районе ?

Угадайте название:

Там где горная река

Омывает скал бока,

 Каждый археолог рад

 Повидать пещерный град.

( Серпиевский пещерный град)

Нам с вами повезло, в нашем районе расположены уникальные памятники природы.

А сейчас посмотрим презентацию о местных памятниках природы. Прошу будьте внимательны, информация презентации вам в дальнейшем пригодится.

4. Закрепление.

 А сейчас мы поиграем. Я называю памятник  природы, а вы вписываете его в соответствующую графу опорного конспекта.

 Река Березяк, озеро Увильды, Салаватская пещера ( в районе г. Усть –Катава), гора Иремель, истоки реки Тюльмень (является ботаническим памятником)

Сегодня мы с вами систематизировали знания по ООПТ в нашем опорном конспекте. Давайте попробуем применить знания  и наш конспект в разгадывании кроссворда. В кроссворде встречаются все названия, которые мы упоминали.

Взаимопроверка, правильные ответы спроецированы на экране.

(Происходит оценивание активных учеников)

5.Подведем итоги урока.

В этом году проходит акция «Памятники природы Челябинской области». Ее цели: изучение и описание памятников природы, приведение в надлежащее состояние, потому приглашаю вас принять участие в экологических рейдах по нашим памятникам. А на память хочу подарить вам вот эти фотографии.

  

ОТКУДА ЕСТЬ ЗЕМЛЯ ЧЕЛЯБИНСКАЯ

Текст экскурсовода

(Пядышева Л.Л., учитель краеведения)

Миллионы лет назад на месте, где сегодня расположился Челябинск, был обрывистый берег древнего моря. Восточная часть современного города до границы Тракторозаводского района находится прямо на прибрежной полосе реликтового океана.

В те незапамятные времена челябинская земля представляла собой холмистую местность, покрытую густым заболоченным лесом. В период таяния ледников в золотоносную реку из леса по гранитному ложу стекали многочисленные ручейки. Небольшие впадины и низменности заполнились водой и стали озерами Смолино, Первое, Второе, Синеглазово.

В каменном веке в лесах и пещерах здесь жили предки финноугорских племен. Иногда мужчины этих племен приходили на челябинскую землю охотиться за зайцами и косулями. Они ловили в Прамиассе рыбу, женщины собирали коренья. Своеобразно эти племена хоронили своих предков. Они устраивали им вечное жилище на деревьях и, отдав последние почести, оставляли там.

Шли годы, десятилетия, столетия. Многочисленные племена стали осваивать лесостепные районы и перемещаться по руслам рек. На новом месте не было привычных пещер, поэтому пришлось строить небольшие шалаши.

Настало время, когда жителей стало слишком много. На очередном совете вождей было принято решение разделиться. Возможно, это они, двигаясь вдоль Уральских гор, впервые освоили водную дорогу и протоптали сухопутную уральскую тропу. В будущем эта дорога на юг протянулась до Индии, где она пересекалась с Великим караванным путем, а на север шла к Заполярью, к Большому санному пути. Эта тропа пересекала горный перевал между Европой и Азией.

Так еще в те далекие времена место, где суждено было появиться Челябинску, надолго стало центром пересечения торговых и переселенческих путей.

Семьи дружно работали и менялись с окрестными племенами продуктами своего труда: зерном, кожей, мясом, украшениями, изделиями из металлов. Обмен велся по водным путям вдоль Уральских гор.

И предков своих эти племена стали хоронить более цивилизованно: не рассаживали покойников по деревьям, а сооружали для них деревянные или каменные камеры.

Для жилья уральские скотоводы и земледельцы строили деревянные с глиной сооружения, обводя их земляным валом - круг считался символом магической защиты от врагов. Кстати, этот магический символ был использован их потомками при строительстве Челябинской крепости.

Во втором тысячелетии до нашей эры климат изменился, засуха продолжалась годами. Прежде оседлые племена были вынуждены перемещаться со своими стадами с одного места на другое. Так появились кочевые степные племена, названные индоариями.

Используя колесницы для лихих воинских атак, поклоняясь огню и мечу, индоарии передвигались по всей территории Южного Урала.

Это они - индоарии - дали толчок развитию современной европейской цивилизации.

Земля Скифия

В первом тысячелетии до нашей эры на карте Птолемея за Рифейскими (Уральскими) горами, у реки Даитик (современная река Урал) отмечена земля Скифия, населенная савроматами, саками, массагеами. Иногда они делали стоянки у рек, здесь же хоронили собратьев в высоких курганах. Один из таких курганов был сооружен там, где сейчас юго-западная часть Челябинска.

Из этих племен выделились и ушли на запад протомадьяры - предки венгров. Оставшиеся - протобашкиры - пережили и подчинение Волжской Булгарии, и власть Чингиз-хана, и влияние ногайских, занских, сибирских ханов. Они по-прежнему вели кочевой образ жизни, останавливаясь на зимовку в северной части будущего города называя это место Каштяк. С неясным трепетом ходили они в священный бор Челяби-карагай, который протянулся вдоль золотоносной реки Мияс (современный Миасс) на десятки километров.

 

Уральские башкиры

Только в XVI-XVIII веках башкиры стали осваивать оседлый образ жизни. Но их тут же стали теснить, а затем и вовсе изгнали из южноуральских степных просторов от реки Уй киргиз-кайсаки (современные казахи).

Именно поэтому еще при Иване Грозном в 1557 году башкиры попросили защиту у России. Уральская земля стала их родиной. В 1730 году при восшествии на престол Анны Иоанновны старшина Каратабынско-баратынской волости башкир Таймас Шаимов поднес в дар императрице лисиц и куниц. В награду он был пожалован саблею и получил в управление земли с бором - Челяби-карагай.

Но южноуральские просторы облюбовали и другие пришлые люди - казанские татары, мещеряки, беглые крестьяне и старообрядцы.

Так волею судеб наша земля стала тем, что она есть и сейчас - большим разноплеменным домом, в котором на одной земле, под одним небом мирно уживаются все обычаи и религии.

ЧЕЛЯБА ИЗНАЧАЛЬНАЯ

Построенная на правом берегу реки Миасс солдатами отряда Павлуцкого челябинская крепость была примерно ста шестидесяти метров длиной и шестидесяти - шириной. Трехметровые стены надежно защищали ее от кочевников.

В центре крепостной стены находилась башня с воротами, а по краям возвышались бастионы. Крепостные пушки простреливали пространство вокруг крепости на много сотен метров.

Внутри крепости находились казармы, пороховой и артиллерийский склад, амбары для запасов зерна, продуктов и фуража.

Крепость огородили заплотом и рвом глубиной в четыре метра. Рядом соорудили деревянный мост через реку.

Жилые кварталы были расположены вокруг крепости по строгому плану, который напоминал прямоугольник.

Геодезист Шишков выделял участки под застройку согласно этому плану: под каждую избу первопоселенцам отводилась площадка шесть на восемь сажен; улицы планировались шириной в восемь сажен, а переулки - шесть сажен (сажень - 2,13 метра).

Всем горожанам под страхом отселения было приказано строить бани отдельно от жилья, и печи строить не от пола, а от земли, не прислоняя их ни к одной из стен жилища. Таким образом стремились избежать опасности возникновения опустошительных пожаров.

Многие жители, перебираясь в крепость с других мест, вместе с нехитрым домашним скарбом привозили на подводах и свои жилища.

В основном, это были бревенчатые дома первопоселенцев. Они ставились прямо на землю и обычно состояли из трех частей.

С одного бока располагалась клеть. Эта была самая важная часть Дома. В ней хранились сундуки с праздничной выходной одеждой, холстина, хозяйственные запасы. Окон здесь, как правило, не было. Вместо них делались узкие щели. Если потом хозяевам нужно было сделать горницу, они прорубали в клети окна и ставили в ней печь.

Иногда под клетью (или горницей) делали углубление в земле с отдельным входом со двора. Там хранился сельскохозяйственный инвентарь и стройматериалы. В середине строения находились сени с чуланом. К ним примыкала сама изба с большой печью. Небольшие окна затягивались рыбьим пузырем. Под избой обычно делали подпол глубиной до двух метров - для хранения овощей и разносолов. Крыша делалась двускатная и без чердака.

Труб у печей в избе не было. Изба топилась по-черному: во время топки дым выходил через отворенные одностворчатые двери и окна. После окончания топки окна и двери запирались, и огромная - в полкомнаты - печь быстро нагревала помещение.

Таких строений в старой Челябе было большинство.

Существовал и другой тип домов: с сенями внутри избы и с двумя выходами, но он встречался реже.

Кто же они - первопоселенцы челябинской крепости?

Александр Иванович Тевкелев, будущий основатель Челябинска, набирал их, руководствуясь указаниям, изложенным в указе императрицы от 11(22) февраля 1736 года: "Крайних сибирских и теченских слобод из крестьян записать в казаки охотников до тысячи ".

Поэтому наш первостроитель набрал государственных крестьян с семьями из Шадринских земель, Далматова монастыря, Теченской слободы. Так же записал он в челябинскую крепость семьи мастеровых, в основном, с демидовских заводов. Всех записанных Александр Иванович тут же принял в казаки и снабдил бумагой для открепления с прошлых мест.

Так как все первые жители были приняты в Оренбургское казачье войско, то Челябинск стал казачьим поселением. В общей сложности, мужчин, годных в казаки, в этих семьях насчитывалось триста семьдесят девять человек.

Крестьянские семьи в то время были большими - по пять-десять детей, и потому население Челябы с самого начала было больше тысячи человек.

Первыми поселенцами Челябы были Смолины, Баландины, Бутаковы, Шершневы, Невзоровы, Шиловы, Полетаевы.

Из мастеровых жителями крепости стали Синеглазовы, Завьяловы, Колбины, Красильниковы и другие, всего около двухсот семей.

Многие из фамилий первопоселенцев сегодня отмечены на географической карте нашего города и области.

 

КАК ЧЕЛЯБА ЦЕНТРОМ ИСЕТСКОЙ ПРОВИНЦИИ СТАЛА

В 1737-38 годах было завершено строительство Южноуральской линии крепостей. Они были объединены в Исетскую провинцию. Местом пребывания воеводы и провинциального правления была назначена Чебаркульская крепость. Но в качестве столицы провинции Чебаркуль оказался неудобен. Во-первых, потому, что лежал в стороне от торговых троп. Во-вторых, рядом с ним располагались многочисленные башкирские и татарские поселения, в которых в ту пору было неспокойно. Поэтому в Чебаркуле поселился только воевода. Сначала им был назначен И.Н. Татищев (брат градостроителя), затем - Петр. Бахметьев. Правление же провинции продолжало оставаться в Теченской слободе.

Такое разделение столицы продолжалось до 1743 года. В этом году начальник Оренбургской комиссии И.И. Неплюев получил задание спроектировать соединение Оренбургской и Сибирской линий крепостей. При проектировании Неплюев особое внимание уделил вопросам административного устройства.

Для знакомства с состоянием дел начальник комиссии проехал по всем крепостям Исетской провинции. Проезжая Чебаркуль, он отметил, что он не совсем удачно расположен для ведения военных действий. Близкое соседство с лесом и озером делало крепость незащищенной от нападения. Кроме того, это не позволяло ей развиваться как городу. Расположение Миасской крепости у высоких холмов делало невозможным использование артиллерии при ведении боевых действий.

А вот Челябинская крепость была построена на каменистом плато, что было удобно для дальнейшего градостроительства. Водой город обеспечивала протекающая рядом река.

В то же время болотца, окружающие каменное плато, затрудняли нападение конных отрядов противника. Для применения артиллерии также не было никаких препятствий. Удачным оказалось и географическое расположение Челябы - посередине между Екатеринбургом и Оренбургом. Город мог стать удобным перевалочным и торговым пунктом. Поэтому выбор Неплюева пал на Челябинскую крепость. Кроме предложения о переносе центра провинции Неплюев предоставил законодателям штатное расписание провинциального правления. Он рекомендовал назначить воеводой оренбургского полковника Д. Бахметьева, асессором — капитана Ареева, ввести должности канцеляристов, копиистов, секретаря и даже переводчика с башкирского и татарского языков. Для охраны провинциального правления он предложил создать роту в сто человек. Неплюев подумал и об усилении экономического значения Челябинской крепости. С этой целью он считал необходимым организовать ярмарочный рынок.

Все предложения Ивана Неплюева, направленные в марте 1743 года в Сенат, уже в августе были утверждены.

После этого Неплюев приказал исетскому воеводе построить новую крепостную стену, обнести ее заплотами и рогатками, а перед крепостью построить три башни с проездными воротами.

Обустройством новой крепости занималась рота в сто человек. К весне следующего года новая крепость была построена. Внутри крепости на площади Ярославского (ныне площадь перед театром оперы и балета) были построены дом воеводы и канцелярия.

В 1744 году уездное правление переехало в Челябинск. Через некоторое время сюда же было перенесено и духовное правление, которое находилось в ведомстве тобольских архиереев.

После того, как Неплюев организовал между Челябинском, Троицком и Оренбургом почтовый тракт, жизнь в уездной столице заметно оживилась. Через Челябу на юг Оренбургского края пошли караваны с продуктами и оружием. Открылась ярмарка, на которой тратил свои деньги чиновный и служилый народ. На базар стали стекаться башкиры с окрестных сел, предлагая охотничьи трофеи.

Таким образом, Челябинск постепенно становился настоящим городом, центром Исетской провинции.

 

КАК КАЗАКИ ЧЕЛЯБУ ОБУСТРАИВАЛИ

Обжившись на новом месте, жители Челябы вплотную занялись земледелием. Хотя земля и была худосочной, на ней обильно росли рожь, пшено, овес, ячмень, лен и конопля. Река Мияс была небогата рыбой, но в озерах ее водилось предостаточно.

Исетские воеводы приглашали башкир из Уфы, казахов из степи, татар из Казани, северных заводчиков и ремесленников на торги. Налаживались торговые отношения с Каслинским и Нязепетровским заводами Якова Коробкина.

Казаки на правах местных хозяев осваивали окрестные земли. Например, в 1747 году Авраам Мухин арендовал Каят-реку для рыбного промысла на два года, а челябинский войсковой атаман Севастьянов получил во владение целое озеро Егильды.

В результате отселения казаков из города количество казачьих дворов уменьшилось. Зато появились казачьи слободы. Вокруг города около озер расположились семьи Синеглазовых, Смолиных, на хороших луговых местах у бора - семьи Першиных, Шершневых. Подальше от города поселились Полетаевы, Баландины, Бутаковы, Долгих. Их фамилиями названы сегодня села, города и районы Челябинска.

К 1768 году в городе числилось сто девяносто две души местных купцов второй и третьей гильдии и ремесленников-посадских. Ими управлял староста, который ежегодно избирался мещанским сходом. В обязанности старосты входила проверка исполнения поселянами распоряжений правительства и чиновников. Кроме того, староста отвечал за сбор подушного налога и организацию воинских наборов.

Учебных заведений не было, зато были две церкви: деревянная - Николая Чудотворца в Заречье и Каменный собор на Ярославской площади.

К середине XVIII века в казачьем городе Челяба появилось и стало укрепляться купечество. Купцами становились дети казаков-первопоселенцев, отставные солдаты и приезжие торговцы.

 

Создание герба Исетской провинции.

Первые гербы у знатных европейских вельмож появились в 12 веке. Так назывались значки, украшавшие их шлемы и щиты. Каждый герб имел свое значение, на нем отражались заслуги и положение владельца.

Первым гербом русских князей было изображение всадника с копьем, который в последствии получил название Георгия Победоносца.

Этот  герб стал символом государства российского. После брака Ивана lll с Софьей Палеолог к российскому гербу присоединился двуглавый орел. Окончательно герб России был утвержден в 1857 году.

Когда земли Зауралья были окончательно закреплены за Россией и объединены в Иссетскую провинцию, было решено создать герб этой провинции.

На утверждение императрице Екатерине было предоставлено несколько вариантов герба. На первом эскизе изображался щит с белой стеной на черном поле. К стене была привязана собака. Щит венчала татарская корона и голова верблюда. Стена символизировала уральские крепости, а собака подчеркивала их охранительные функции.

Но было возможно и другое прочтение этого герба. По преданию за отказ от сотрудничества сибирский хан назвал башкир народом «иштяк», что означало «одинокий волк».

Изображенная на гербе собака, привязанная к крепости, могла пониматься как символ приручения, порабощения башкирского народа. И даже татарская корона поверх щита и голова верблюда не могли изменить скрытый смысл изображения. Да и сочетание цветов не устроило императрицу. Поэтому первый вариант герба был отвергнут.

Во втором варианте герба на черном фоне щита был изображен белый палисад, перед которым стоял привязанный верблюд. Над щитом была изображена татарская корона.

Этот вариант подчеркивал значение провинции для торговли с Азией. Однако привязанный верблюд мог вызывать не самые лучшие ассоциации для торговцев. Потому императрица отклонила и этот вариант.

Наконец, 6 июня 1782 года был утвержден окончательный вариант герба: щит, разделенный на две части. В верхней половине изображена бегущая по зеленому полю огненная куница. Она являлась символом Уфимской губернии и в гербе Исетскои провинции указывала на соподчиненность земель. Кроме того, изображение куницы говорило о развитии пушного промысла в уральских лесах. Куница, лесная охотница, символизировала также дух древних обитателей горнолесной зоны Урала - лесных охотников и рыболовов. Огненный цвет служил показателем смелости и отваги, проявленных уральцами в годы Отечественной войны 1812 года. В нижней половине щита на серебряном фоне был изображен золотистый навьюченный верблюд. Он стоял на зеленом степном поле. Верблюд с давних пор служил символом торговли, прокладывания новых путей, караванных троп. Он стал напоминанием о проходившем по склонам Уральских гор от Перми и до самой Индии древнем торговом пути.

В то время верблюд являлся еще и символом торговли с азиатскими странами. И в этом виделось предназначение старой Челябы. Золотой цвет верблюда был и сейчас остается символом богатства, а серебряный фон - атрибутом чистоты.

Короны у Исетского герба решено было не делать, так как провинция не обладала самостоятельным управлением, а подчинялась Уфе.

Герб Исетскои провинции предопределил путь развития Челябы как торгового и купеческого города.

ЧЕЛЯБИНСК ПРОМЫШЛЕННЫЙ

В 1854 году городской Думой был издан специальный документ, который регламентировал строительство частных промышленных предприятий на территории города и давал Думе право контролировать их деятельностьС 1865 года в Челябинске стали строиться небольшие заводы: мыловаренные, салотопенные и свечные, крупные кожевенные цеха.

Прокладка железной дороги (1892 год) способствовала резкому росту не только торговли, но и промышленного производства на Южном Урале. У челябинских купцов и промышленников появилась возможность вывозить свою продукцию в европейские районы России и за границу с меньшими затратами. Вышли на европейский рынок стальные косы Артинского завода, инструментальная сталь, кричное железо, литье уральских, в том числе, и челябинских заводов.

Со всей Сибири и Урала в Челябинск свозились зерно и сельхозпродукция. Дело в том, что до Челябинска действовал льготный железнодорожный тариф, и гораздо выгоднее было везти продукцию из Челябинска, чем с железнодорожных станций, расположенных восточнее, где стоимость провоза ощутимо возрастала. Поэтому сибирские купцы привозили в Челябинск на подводах сельхозпродукцию, здесь ее складировали и затем отправляли по железной дороге.

В конце XIX века челябинская промышленность опиралась на три промышленных кита: маслоделие, виноделие и производство хлебопродуктов.

В начале XX века в городе образовалась первая челябинская товарная биржа. Она была создана для упорядочения торговых сделок с зерном и хлебопродуктами. Биржа занимала первое место в России по объему хлебных сделок.

Постепенно разрозненные мукомольные предприятия стали объединяться. Так в 1913 году появилось товарищество братьев Яушевых Крашенинникова и Галеева с объединением своего капитала.

Изготовлением масла в Челябинске занимались купцы Кузнецов, Ростов и Стрельников. Производство масла всегда требовало большой чистоты. Для маслоделательного цеха подбиралось помещение с кирпичными стенами и каменным полом - для того, чтобы легче было их мыть.

Для прессования семян, их очищения серной кислотой, извлечения масла с помощью растворителей приобретали Лефельдовскую центрифугу, сепаратор Лаваля, Петфса.

Оборудование для изготовления масла было дорогостоящим и требовало квалифицированных кадров. Тем не менее, маслоделие в Челябинске получило настолько широкое развитие, что в городе открывались представительства иностранных фирм. Они скупали сливочное масло и продавали сельскохозяйственное оборудование.

Для борьбы с внедрением иностранного капитала на челябинском рынке в 1907 году купцы создали общество маслопроизводителей. В 1910 году оно было преобразовано в челябинское сельскохозяйственное общество.

К этому же времени на заводе "Столль и К°" приступили к массовому выпуску отечественного сельскохозяйственного оборудования: плугов и молотилок. На заводе работало около ста человек, которые изготавливали несколько тысяч плугов и молотилок. Затем завод стал производить маслобойные насосы и аппараты для винокурения.

Следует заметить, что по количеству продаваемого масла Россия занимала второе место в мире после Дании.

Не отставало от маслоделия и виноделие. Сырьем для изготовления спирта служили зерно, желуди, бобы, картофель.Наиболее крупными виноделами были Перцев, Венцель, Покровский.

Одним из самых прибыльных в Челябинске считалось свечное производство. Первоначально свечи изготавливались из сала. Постепенно сальные свечи стали вытесняться восковыми, которые в изготовлении были проще и дешевле. Крупным свечным промышленником был Маренов.

К концу XIX века Челябинск стал крупнейшим центром по продаже и переработке чая. В городе работали чаеразвесочные фабрики. Эти фабрики имели плантации в Индии и завод в Китае. Пять фабрик в России имели братья Поповы.

Развивалось в городе и другое производство. Челябинск конца прошлого столетия представлял собой город с конфетной фабрикой "Высоцкий и Поляков", заводом минеральных вод, колбасным и дрожжевым цехами, заводом керамической плитки, крупной мыловарней Мартынова, несколькими кирпичными заводами. Если в 1895 году в городе было всего семь крупных заводов, то к 1909 году их насчитывалось уже шестнадцать.

 

Урок по теме «Реки и озера Челябинской области».

  Пядышева Л.Л.,учитель краеведения

  Цели урока:

1.        Развитие интереса к изучению топонимов.

2.        Познакомить с древними легендами башкирского народа.

3.        Познакомить с заповедными уголками Южного Урала.    

4.        Воспитание любви к своей малой родине

              

    Оборудование: физическая карта Челябинской области, видеоматериалы  Челябинского телевидения, Атлас Челябинской области, карточки.

                    Ход урока:

   1.Оргмомент.

  Много загадок таят Уральские горы. Сегодня мы разгадаем некоторые из них. А поможет нам в этом топонимика – наука о географических названиях. Топонимикой называют языком земли, зеркалом нашей истории и нашей жизни. А знаете ли вы, почему одна из живописных рек Урала называется Юрюзанью?

  2. Изучение нового материала

  • Топоним Юрюзань

Сценка о девушке по имени Юрюзань. Показ слайдов.

 …Давно это было. Жила в наших краях девушка по имени Юрюзань. Она была так прекрасна, что каждый молодец мечтал жениться на ней. В семье Юрюзань была единственным ребенком, и все родные любили ее. Она была доброй, трудолюбивой, ласковой, веселой и озорной. Ее ангельский голосок разливался по всей округе.

Однажды Юрюзань пошла в лес за ягодами. Она чувствовала себя в лесу, как дома, здоровалась с деревьями, подпевала птицам и так увлеклась, что даже не заметила, как заблудилась. Юрюзань испугалась и стала кричать, но никто не откликался. Девушка побежала, но не могла найти дорогу домой. Она была в отчаянии.

И вдруг слуха ее коснулась чудная мелодия. Юрюзань пошла на звуки и увидела пастуха. Девушка вышла из-за куста и поздоровалась. А пастух  вскочил на ноги и застыл, очарованный красотой Юрюзани. Ее тоже поразил этот высокий красивый юноша.

  -Кто ты, красавица, и как попала сюда?

  -Меня зовут Юрюзань, я

заблудилась в лесу и не знаю, где искать свой дом.

  -Я помогу тебе, милая Юрюзань!

  -Вот и дорога!

  -Спасибо, Ай, приезжай ко мне в гости!

  -Обязательно приеду!

 

Ай и Юрюзань подружились. Много времени они проводили вместе и полюбили друг друга. Но отец Ая- Яман- и слышать не хотел о девушке из другого племени. Он пошел к колдуну, чтобы тот разлучил влюбленных. И вот однажды когда Ай вечером пришел к Юрюзани, ее не оказалось дома. Юноша искал ее повсюду. Но вот он увидел девушку на поляне. Юрюзань сидела на пне и тихо плакала. Вокруг нее было много ручейков, Ай крикнул:- Я пришел, любовь моя! – Любимый, - ответила девушка. Они встретились взглядами, но тут же превратились в реки. А Яман – в гору, разделив влюбленных. Таковы были злые чары колдуна. И до сих пор стоит грозный Яман среди Уральских гор, так и не дав влюбленным встретиться. А по разные стороны его текут две стремительные реки – Юрюзань и Ай.

     Юрюзань- река, левый приток Уфы. В основе топонима лежит древний тюрский термин «узян» (« узень») в значении «река», в современном языке означает «долина», «йор» («юр») – «быстрый», «резвый». Юрюзань означает –«быстрая река».Ай – в переводе с башкирского означает «луна», «лунный».

  • Топоним Зюраткуль

 В самом сердце Южного Урала с давних пор существует озеро называемое «Сердце- озеро». Существует много легенд, связанных с этим озером. Послушаем одну из них па фоне видеофильма о Зюраткуле.

Когда-то, в незапамятные времена оно обладало чудесным свойством: позволяло человеку заглянуть в свое сердце. Для этого нужно было в ясный день сесть в лодку, выправить на середину озера и взглянуть на свое отражение. И все это нужно было проделать в полном одиночестве, ибо сердце человека – тайна.

 В далекие времена неподалеку от озера жило племя людей, которые называли себя Медведями- в пямять о своем предке- охранителе. Правил тогда племенем старый вождь, и было у него три сына. Пришла пора отправляться в последний путь на встречу с предками, но не мог он выбрать, кому из трех сыновей стать вождем после него. И решил он спросить совета у озера Зюраткуль.

  В ясный день старый вождь привел своих сыновей на берег озера. И дал им наказ: выплыть на трех лодках на середину озера, повернуться друг к другу спинами, задать себе вопрос: «Готов ли я стать вождем племени?»

  Сели братья в лодки, выправили на середину озера, повернулись друг к другу спинами. Но в тот момент, когда надо было заглянуть в свое сердце, Старший брат скосил глаза на отражение Среднего,

 Средний- на Младшего, а Младший – на Старшего. И каждый увидел только камни на озерном дне. А когда они, опомнившись, стали искать свои отражения, замутилась озерная гладь, зарябила, поднялись волны на озере. Со всех сторон потянулись тучи, полил дождь, да такой, что не только отражений, но и друг друга и берегов стало не видно. И волны качали  их лодки так, будто хотели их потопить. Увидел все это вождь Медведей и стал звать своих сыновей. Только на его зов они и выплыли.

  Вызывал старый вождь своих сыновей поодиночке держать ответ, что каждый1 из них увидел в своем сердце, готов ли он стать вождем. Но сыновья, как один, отводили глаза в сторону и отвечали, что озеро показало только, что на сердце у брата – камень. Понял тогда все вождь и объявил сыновьям, что ему тоже надо спросить совета у Озера- сердца. Сыновьям же наказал ждать его высоко на хребте, чтобы не могли они своими взглядами смутить озеро. Выплыл вождь  на середину озера, заглянул в озеро и увидел горный хребет, а на вершине его - трех каменных медведей.

  С тех пор озеро и изменило свои чудесные свойства. Теперь говорят, что когда на Зюраткуль приходит новый путник, то все, что у него на душе, сразу становится известно всей округе. Если на сердце у него тяжесть, озеро затягивается хмурыми тучами, а если ясно на сердце – то и погода ясная.

 

   4.Закрепление нового материала

  • Практическая работа по атласам Челябинской области.

Задание 1 : показать на карте  реки Юрюзань, Ай, Катав, озеро Зюраткуль.

Задание 2:найти следующие реки:

***

        «Я солнце на небе закрою-

         захочу дождем прольюсь,

         а измени вторую букву-

         я в речку тут же обращусь.» (Туча- Теча)

***

            Четвертую ноту к предлогу прибавить-

       Название речки Урала составить. (У-фа)

***

             Самая высокогорная река области. (Тюлюк)

***

 Древнее название реки Урал. ( Яик)

5.       Итог урока.

Записать в рабочую тетрадь новые топонимы

6.       Инструктаж домашнего задания

Пофантазируйте и представьте на следующее занятие свои сказы о реках Челябинской области, используя материалы выставки сельской библиотеки

 

  

Урок по теме

«Легенды и сказы Урала»

  Пядышева Л.Л., учитель краеведения 

Цели и задачи урока:

1.        Познакомить детей с легендами народов Урала.

2.        Развить интерес к изучению топонимов.

3.        Воспитание любви к своей малой родине.

4.        Развитие творческих способностей  детей.

   Оборудование: физическая карта Челябинской области, Атлас Челябинской области, видеоматериалы « На заповедной земле» Челябинского телевидения, проектор.

                 План урока:

  1.Оргмомент.

Объявление темы урока:

  Сегодня мы с вами узнаем, почему называются города Челябинск, Миасс, озеро - Касли, село Кунашак, гора Таганай и какие легенды связаны с этими топонимами.

 Показываются фотослайды.

 2.Изучение нового материала

  • Театр- экспромт.

Много легенд родилось на нашей земле.

 Слова от автора читает учитель.

    А сейчас мы с вами экспромтом  поставим  небольшую легенду про Касли - озеро. Нужны актёры: купец, мужик, 1 охотник, 2 охотник, весёлый человек. ( Раздаются слова на отдельных листочках.)

   Едет купец, спрашивает:

-          Как озеро называется?

-          Гусиное озеро, - отвечает мужик, - Казлы.

-          Ладно, - говорит, - Касли, так Касли. Завод здесь буду ставить.

 Пригнал мужиков. Ставит они огненные юрты, с утра до вечера чугун делают. Продают башкирам косы, да топоры, котлы чайники.

Спрашивает купец:

-          Отчего все- таки озеро Гусиным назвали?

-           Жили, - отвечает мужик, - в этих местах два охотника. Зверя били, птицу били – удачливые. Одно плохо – хвалиться любили друг перед другом. Пошли как - то по весне на озеро диких гусей стрелять. Один добыл гуся, другой добыл гуся. Один говорит:

-          Мой гусь больше!

 Другой:

-          Нет, мой!

Спорят, кричат. Шел мимо человек весёлый, решил подшутить.

 -С добычей, охотники! Разве не знаете: если на гусе три тысячи триста тридцать три пера – волшебный гусь! Счастье принесёт!

  Тут совсем расшумелись охотники. Всю птицу вокруг перепугали.

Один кричит:

  -Мой гусь волшебный!

Другой кричит:

  -Мой гусь волшебный!

  Стали гусей ощипывать, перышки пересчитывать – только пух по воде пошел.

Вот куда похвальба занесла! А только набежит ветерок на озеро, пойдут волны, на гребешках их словно гусиные забелеют.

   Говорит русский мужик:

  -Эту побаску надо в чугуне отлить. Эко силён металл- батюшка! Да со смыслом. Чтоб надолго осталась. »

 

  • Легенда о Кунашаке

А сейчас вы услышите легенду о Кунашаке. Послушайте внимательно и попробуйте дома  нарисовать иллюстрации к этой легенде.

 

    Шел караван по земле Уральской. Застала его ночь на берегу озера. Старый аксакал сказал:

-          Куначаг- быз! Здесь переночуем!

  Проснулся аксакал рано. Видит- в голубом тумане человек по воде идёт. Бешмет голубой, сапоги голубые, шапка на голове голубая. Голубой камышинкой к берегу рыб подгоняет.

  -Доброго здоровья, сосед! - говорит голубой человек. –Прими от сердца рыбу из озера.

   Поблагодарил акссакал голубого человека, вернулся к своему каравану, говорит:

   Куначаг- быз! Ещё здесь переночуем!

 Проснулся аксакал рано. Пошел в лес. Видит – из тумана зелёный

  человек выходит. В руках корзина ягод душистых несет. Бешмет на человеке зелёный, сапоги зелёные, шапка на голове зелёная.

-          Доброго здоровья, сосед, - говорит зелёный человек, - прими от сердца ягоду из наших лесов.

 Поблагодарил аксакал зелёного человека, вернулся к своему каравану, говорит:

  -Куначаг- быз! Ещё раз здесь переночуем!

 Проснулся аксакал рано. В поле пошел. Видит – из тумана золотой человек выходит. В руке золотые колосья несет. Бешмет на человеке золотой, сапоги золотые, на голове шапка золотая

  -Доброго здоровья, сосед, -говорит золотой человек, - прими от сердца хлебные колосья золотые.

  По благодарил аксакал золотого человека, вернулся к своему каравану, говорит:

-          Куначаг –быз! Ещё здесь переночуем! Зачем дальше идти? Места привольные и богатые, соседи добрые и приветливые.

  Вот и стали эту землю обживать, Кунашаком называть.

·   Легенда о Таганае

 Под видеоматериалы «Таганай. Национальный парк» рассказывается легенда о Таганае и сыновьях его.

«Говорят, в давние – предавние времена на месте нашего края совсем пустынно было – ковыль седой да полынь пахучая. Только ветер с волками на перегонки бегал да песни завывал.

   В местах этих жил человек один, Таганаем его звали. Троих сыновей имел. Ишимбай, Сарбай и Селямбай – так их звали.

А было у старика Таганая богатства видимо-невидимо. Камешки дорогие, денежки золотые, медные да серебряные – сундуки полнехонькие в потаенном месте запрятаны. Но больше всего дорожил Таганай саблей своей. Не простая была сабля -из метала волшебного, булата. Ах и сабля! То молнией сверкнет, то птицей взлетит, то голубым огнем вспыхнет.

Взмахнет Таганай саблей – ковыль голову седую к земле клонит, у недоброго человека душа от страха захолонет. И еще говорили: будто кто булат имеет – секретом долгой жизни владеет.

Вот и позавидовал этому леший Шурале. Жил он возле поганого болотца, добрых людей в трясину заводил, слушал комариное пение, до которого охотником великим был, да все придумывал: старший сын Таганая жадноват, спит и видит добро отцовское за собой.

               Вот и подговорил  его Шурале:

-          Старый стал ваш отец. Зачем ему такие сокровища?

Поделите с братьями поровну. Я вам место покажу, где сундуки Таганаевы схоронены, а вы мне сабельку его отдадите. Ишимбай согласился. Украл он у отца саблю булатную, отдал Шурале.

             Пошли за богатством. А Сарбай за ними следит.

             Открыл Ишимбай сундук отцовский -глаза разбежались.

              Ишимбай горстями гребет, халат скинул, камешки дорогие да монеты в узел насыпает.

            Тут и Сарбай подскочил.

-          Мне половину! – кричит. Тоже узлы вяжет. Железки разные и те прихватил.                 

              Шурале радуется: сыновей с отцом посорил.

              Да радость недолгой была. Таганай как раз с охоты возвращался, сердцем чует – неладно. Огрел коня нагайкой, налетел степным беркутом на Шурале. Леший от страха в болотце свое – бултых! Таганай погнался за сыновьями, наказать решил.

             А Ишимбаю с узлами бежать трудно, пот градом льет, камешки дорогие нет- нет да и выпадают. Где изумруд падет – лес зеленый поднимается, где бирюза – озеро голубое засверкает.

        Слышит Ишимбай горячий топот коня отцовского. Куда деваться?  Побросал узлы – на том месте горы выросли. А Ишимбай             

от стыда сквозь землю провалился. Рассказывают люди – по сей день находят в земле черную Ишимбаеву кровь. Нефтью зовут.

         А  Сарбай тоже жадности непомерной был. Бежит задыхается, а добро из рук не выпускает. Известно, глупость да жадность – сестры родные. Так в степях зауральских и дух испустил.

       Взмахнул Таганай булатом, голубым огнем вспыхнула сабля и пропала. От обиды за неблагодарных сыновей окаменел Таганай, в гору превратился. Да такую высокую, что по ночам луна у него на каменном плече отдыхает. Так и говорят все: Таганай – подставка луны.

        А младший, Селямбай?

         Остался Селямбай один – одинешенек. Пошел он куда глаза глядят. День шел, ночь шел. Остановился на берегу глубокой реки Миасс. Жилье себе построил, стал зверя бить, хлеб растить.

           Место это бойким оказалось. Хозяин, селямбай, приветлив. Потянулись к нему люди.

            Старики говорят: оттого, мол, это место Селябой прозвали, Челябой. А кто и по - другому говорит, сказки всяк по – своему сказывает…»

  • Легенда о Миассе

А сейчас послушаем сказ о Матери вод.

   Расскажет нам одна из учениц.(заранее подготовленный доклад)

6.Итог урока.

 Найти и показать на карте Челябинской области  географические объекты: Челябинск, Миасс, Касли, Кунашак, Таганай.

7.Домашнее задание:

Нарисовать рисунки к легендам, нанести на контурную карту новые топонимы, попробовать составить кроссворд по топонимам.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".